В рамках Конвента Мир торговли выступила коммерческий директор компании NielsenIQ Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева. По ее словам, большинство опрошенных производителей хотят повысить цены на свои бренды и продукты до 10%. При этом 48% опрошенных казахстанских покупателей уже ждут повышения цен в ближайшие месяцы, каждый пятый покупатель ожидает роста цен на товары повседневного спроса более чем на 20% в следующие 3 месяца.
Годовой уровень инфляции в Казахстане в декабре 2022 года вырос до 20,3% — самого высокого уровня с сентября 2016 года.
По словам Мадины Сейсенгалиевой, большая часть продовольственных категорий товаров показывает падение объемов продаж. Только 12 категорий растут по сравнению с прошлым годом. Самыми быстрорастущими категориями являются шоколадные батончики (+14,8%) и бисквиты (+14,7%). Больше всего упали продажи подгузников – на 23,5%, и салфетки – на 25,2% по сравнению с прошлым годом.
«Казахстанскому покупателю сейчас приходится непросто. Доходы растут не так быстро, как растут цены на товары. Большинство покупателей вынуждены экономить, потому что они тратят на товары FMCG половину и больше своего дохода. Рост цен, который мы наблюдаем по данным Агентства РК по статистике, очень сильно бьет по карманам нашего покупателя. Те изменения, которые мы видим, это только начало. Весь 2022 год мы не видели резкого падения потребления, надеясь, что ситуация стабилизируется. А в начале 2023 года мы уже видим по некоторым категориям товаров резкое падение потребления. Это связано с тем, что давление на кошелек покупателя растет, и по нашим ожиданиям покупатель и дальше будет переходить на более дешевые ценовые сегменты», — отметила эксперт.
По данным исследования, казахстанский покупатель продолжает выбирать самый доступный по цене товар, отводя на второй план такие характеристики, как питательность и экологичность продукта. Исследования показали, что 61% опрошенных покупателей переходят на более дешевые торговые марки.
Но несмотря на это, 77% производителей планируют запуск новых продуктов, а большинство именно в премиум сегменте.
«Стратегия по управлению ассортиментом в 2023 году меняется. Большинство розничных сетей также будут расширять свой текущий ассортимент за счет увеличения эксклюзивного импорта», — поясняет Мадина Сейсенгалиева.
Опрос производителей и розничных сетей также показал, что 32% ожидают слияние и поглощение среди игроков офлайн торговли, 26% ожидают дальнейшего снижения объемов потребления, а 16% ждут усиления государственного регулирования отрасли и рынка FMCG из-за высокого социального давления.
При этом, 95% опрошенных руководителей бизнеса оценивают итоги 2022 года как положительные. 84% ожидают роста бизнеса в денежном выражении более чем на 10%, 53% опрошенных ожидают в целом рост рынка FMCG в Казахстане на более чем 10%.