На 18-м Конвенте Мир торговли состоялся доклад «Динамика рынка FMCG в Казахстане. Тенденции роста и изменений в 2023 году» | EXIM EXPO

На 18-м Конвенте Мир торговли состоялся доклад «Динамика рынка FMCG в Казахстане. Тенденции роста и изменений в 2023 году»

На Конвенте с докладом выступила коммерческий директор компании NielsenIQ Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева.

Коммерческий директор компании NielsenIQ KazakhstanМадина Сейсенгалиева рассказала, что стоимость продовольственной корзины казахстанцев выросла на 40%.

По ее словам, два года назад в среднем казахстанцы тратили на продовольственную корзину 59 000 тенге в месяц. В 2023 году казахстанцы тратят на продукты питания в среднем 82 000 тенге в месяц, что на 40% дороже, чем в 2021 году(согласно данным Национальной статистики).

«Цены на товары, которые составляют базу потребительской корзины, а это макароны, масло и так далее, растут гораздо быстрее, чем нам говорит об этом инфляция. Если посмотреть на непродовольственные товары, здесь картина такая же. Мы видим, что цены на мыло, шампунь, зубную пасты, стиральные порошки, то есть на товары, которые нужны нам постоянно, выросли более чем на 50% за 2 года», — рассказала МадинаСейсенгалиева.

А самая большая часть расходов казахстанцев в услугах -аренда жилья, выросла более чем на 100%.

Высокая инфляция наблюдается в Казахстане на фоне положительного роста экономики страны в 2023 году, согласно Международному валютному фонду. Пока рост мировой экономики показывает самый низкий показатель за последний десятилетия, что составляет 3% в среднем по миру, рост экономики Казахстана, по прогнозу МВФ, составит 4,8%. Выше только у Китая (5,2%) и Индии (6,1%). Для сравнения в США (1,8%), Канаде (1,7%), Европе (0,9%) и России (1,5%) мировая экономика растет значительно более слабыми темпами.

Заработная плата в Казахстане растет медленнее, чем инфляция и цены на продукты. Как показывает исследование, в мае 2023 года индекс продовольственных цен был на уровне 16,5 потребительских цен – 15,9, в то время, как индекс номинальной заработной платы составил 12,9.

Отсутствие финансовой безопасности ограничивает потребительскую способность покупателей. Уровень тревоги заставляет людей экономить и менять свои привычки. Если глобально 55% потребителей сокращают свои расходы, то в Казахстане около 70% стали осторожны в своих тратах и вынуждены экономить, даже имея стабильный заработок.

«Сейчас в распределении своих расходов у покупателя на первом месте стоит еда, чтобы еда была на столе, а все остальное он потихоньку сокращает. Самая интересная ситуация с осторожными покупателями. Их, я отмечу, в Казахстане большая часть. Не смотря на то, что инфляция 20%, они увеличили свои расходы на портебительские товары всего на 9% всего лишь. Они поменяли свои привычки, перешли на более дешевые бренды, на собственные торговые марки, стали чаще искать промо-акции и тд.», — отметила Мадина Сейсенгалиева.

Уровень жизни населения Казахстана падает, при этом население страны растет большими темпами. На 10 лет прирост населения страны составил 16,9%. Средний возраст населения в Казахстане — 30 лет. При этом люди в возрасте от 16 до 45 лет составляют 41% населения, а дети до 15 лет – 31%.

Конвент Мир торговли — это бизнес-событие, которое предназначено для организации переговоров ведущих закупщиков с поставщиками различных товаров, технологий и оборудования для ритейла. В этом году в мероприятии приняли участие закупщики из России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана и Грузии.

18-й Конвент Мир торговли прошел с 19 по 21 октября в Алматы.