В Алматы стартовал юбилейный 20-й Конвент Мир торговли, собравший ведущих представителей ритейла, бизнеса и ИТ-отрасли из стран СНГ и других регионов. Первый день мероприятия был насыщен панельными дискуссиями и сессиями, посвященными ключевым трендам и вызовам, с которыми сталкивается современная торговля.
Одним из главных событий первого дня в преддверии Закупочного центра стала панельная дискуссия с участием коммерческих директоров ведущих сетей Казахстана, Узбекистана, Азербайджана и Таджикистана. Эксперты обсудили, как компании адаптируются к новым технологиям и рыночным условиям, а также поделились опытом реализации успешных стратегий.
В начале сессии модератор Иван Федяков, основатель и генеральный директор агентства INFOLine, рассказал об актуальных исследованиях текущих изменений на потребительских рынках Казахстана и соседних стран, уделяя особое внимание вызовам и возможностям в условиях растущей закредитованности населения и усиления позиций современных форматов торговли.
По его словам, в Казахстане более 1,5 млн человек испытывают сложности с обслуживанием кредитов, что негативно сказывается на их покупательной способности. В то же время рынки соседних стран, таких как Узбекистан и Кыргызстан, демонстрируют меньший уровень закредитованности, что создает благоприятные условия для развития новых финансовых инструментов. Эксперты отметили, что кредитование становится важным драйвером роста потребления, открывая возможности для стимулирования продаж.
Продолжается трансформация торговли. По словам Ивана Федякова, в сравнении с Россией и Беларусью, где около 70% розничных продаж приходится на современные форматы и e-commerce, в Казахстане доля современных каналов достигла лишь 30%. Большая часть продаж до сих пор сосредоточена на традиционных базарах и в небольших магазинах. Однако в стране наблюдается стремительное развитие онлайн-торговли и служб доставки, особенно в крупных городах, где значительно увеличилось количество курьеров.
Александр Муравьев, коммерческий директор торговой сети Magnum, поделился итогами года крупнейшего ритейлера Казахстана и Центральной Азии., каким является Magnum. Эксперт отметил, что в 2024 году компания сделала акцент на операционной эффективности и сокращении ассортимента для улучшения финансовой дисциплины и управления запасами. Сейчас ритейлер внедряет новые технологии для оптимизации продаж, что позволило увеличить представленность ключевых товаров с 85% до 95%.
По словам Александра, наблюдается снижение покупательской способности в Казахстане.
«Мы проанализировали, что за последние три года у нас инфляция на LFL позиции составляет порядка 40%, что не может не сказаться на размере потребительской корзины. Также объем серого импорта, который никак не отслеживается. Сегодня мы боремся с серым импортом магазинов у дома совместно с производителями. Вот поэтому мы запускаем такие достаточно масштабные, сильные промо акции в этом году» — рассказал коммерческий директор Magnum.
В Узбекистане компания Baraka Market сделала ставку на качество и ассортимент в формате «магазинов у дома». Сейчас в торговой сети работают 41 магазин. Марина Полякова, коммерческий директор торговой сети, рассказала, что несмотря на конкуренцию с традиционными базарами, Baraka Market показала рост продаж на 20%, предлагая свежие продукты и ориентируясь на покупателей среднего класса.
«Доля современной розницы с онлайн-торговлей у нас составляет 15%. Все остальное — это базары, которые составляют 85% рынка. Соответственно, между собой сети никаким образом не конкурируют за покупателя. Это в основном, конечно, конкуренция с базаром. Но в 2024 году мы ощутили на себе достаточно плотно выход на рынок онлайн торговли. И мы поняли, что конкурировать с ней можно только путем пересмотра и ассортимента, и качества во fresh категориях», — поделилась Марина Полякова.
Анар Аббасов, коммерческий директор торговой сети Rahat Market из Азербайджана, озвучил результаты работы компании, куда входят 105 магазинов разных форматов, отметив рост на 20% по сравнению с прошлым годом. По его словам, этот успех был достигнут за счет увеличения количества магазинов, работы с управленческими аналитическими отчетами и агрессивной маркетинговой политикой, которая была проведена в 2024 году. Анар также упомянул, что инвестирование в премиальные маркет-форматы помогает компании укрепить свои позиции на рынке.
Мирзокалон Калонзода, коммерческий директор торговой сети AMID из Таджикистана отметил, что местный рынок розничной торговли еще только начинает развиваться. Поэтому открытие новых магазинов стало ключевым фактором успешной деятельности сети.
Ольга Бородий, коммерческий директор торговой сети MyMart, также отметила высокую динамику развития компании. Так, по сравнению с 26 магазинами в сети MyMart в прошлом году, в 2024 году было открыто 80 торговых точек.
Несмотря на разницу в динамике развития рынков стран Центральной Азии, эксперты уверены, что в Казахстане и Центральной Азии отрасль будет активно развиваться за счет расширения e-commerce и современных торговых форматов. Ожидается, что инвестиции в маркетинговые кампании и новые сервисы продолжат стимулировать конкуренцию и рост.
Переход к современным решениям, включая доставку продуктов питания и активные промо-акции, станет ключевым фактором в будущем развитии. Спикеры также отметили значимость технологий в управлении розничными сетями и прогнозировании потребительского спроса.
20-й Конвент Мир торговли проходит в Алматы 23-25 октября.
- 24 октября, 2024
- 0 Comment