В преддверии 18-го Конвента Мир торговли состоялась бесплатная онлайн-встреча торговых сетей разных стран с поставщиками и производителями.
В онлайн-встрече приняли участие такие торговые сети, как Magnum Cash&Carry (Казахстан), Inmart (Казахстан), UniStore (Беларусь), «Азия», «Азбука», Globus (Кыргызстан), «Амид», «Пайкар» (Таджикистан), Korzinka (Узбекистан).
Представители торговых сетей рассказали о стратегиях своего развития, недостающих категориях товаров и основных требованиях к поставщикам.
Magnum Cash&Carry. Рост доли доставки из e—commerce
Первой из числа представителей ритейла выступила Анна Мухаметзянова, директор по промо и ценообразованию торговой сети Magnum Cash&Carry (Казахстан).
По ее словам, основными трендами развития сети являются увеличение доли e-com доставки и рост формата магазинов у дома, где представлены фуд и нонфуд категории товаров. В целом, 18% составляет доля доставки товаров при онлайн-покупке по всему Казахстану. В связи с этим, эксперт рекомендовала производителям адаптировать свои продукты для возможной доставки через канал e-commerce.
При этом на сегодняшний день доля организованной торговли в Казахстане составляет 46%.
Анна Мухаметзянова отметила, что основными незакрытыми категориями, в которых наблюдается потребность покупателей сети, являются бытовая химия, косметика, товары личной гигиены и корма для животных.
«Есть тенденция, что мы ищем небольших производителей внутри страны, для того чтобы усиливать своего локального производителя. В основном производителей гастроном и фрэш продукции, то есть продуктов короткого срока годности, импортировать которые из других стран невыгодно или неудобно», — рассказала Анна.
Помимо маркировки, соответствующей законодательным требованиям, основным условием сотрудничества с поставщиками для торговой сети Magnum Cash&Carry является оплата по факту реализации.
UniStore. Поиск мелких производителей
Республику Беларусь на онлайн-встрече представляла крупнейшая торговая сеть UniStore Cash and Carry.
Сергей Чижик, коммерческий директор сети, отметил, что компания также находится в поиске новых поставщиков, которые бы конкурировали по качеству и ценообразованию.
«Мы сейчас очень активно ищем молодых новых и незнакомых производителей, которые хотят зайти на рынок и развивать продукты питания и непродовольственные товары. Потому что мы привыкли за долгие годы, что у нас на полках брендовые товары, но мы недооценивали мелких производителей. Они стагнировали, и сейчас им почет и уважение», — отметил эксперт.
Так, до 2022 года доля небольших производителей составляла в компании 30-35%, сейчас она уже доминирует и достигает 55%, включая производителей из стран СНГ и Европейского Союза.
Сергей Чижик также отметил, что высокий курс евро в этом году не дает в полной мере наполнять полки магазинов широким ассортиментом товаров. По его словам, из-за растущего курса валюты на рынке происходит борьба за качество товаров, так как производители вынуждены экономить уже не только на упаковке, но и на качестве.
«Не везде это можно себе позволить по законодательству. В молочной и мясоперерабатывающие промышленности — здесь табу, а продукты питания не первой необходимости, такие как макаронные изделия, крупы, кондитерские изделия будут подвергаться ухудшению качества», — поделился эксперт.
«Азия» и «Азбука». Нехватка товаров в премиальном ценовом сегменте
Коммерческий директор торговых сетей «Азия» и «Азбука» из Кыргызстана Екатерина Редькина рассказала, что компания заинтересована в сотрудничестве напрямую с производителями, которое обеспечивает предложение по первой ценовой корзине.
Одним из важных условий работы с поставщиками также отмечены комфортные условия оплаты. Торговыми сетями рассматривается оплата после поступления товара через определенное время, но предпочтительней реализация, что позволяет соответствовать задачам сети развиваться в предоставлении полок и возможности роста для поставщиков.
«По анализу нашего портфеля мы видим, что очень много поставщиков предлагают средний ценовой сегмент аналогичных товаров примерно в одной ценовой категории. На некоторые категории товаров мы видим недостаток в премиальном ценовом сегменте, так как после ухода с российского рынка часть брендов завершили работу и в Кыргызстане», — рассказала Екатерина Редькина.
Также, по ее словам, интерес покупателей к категории нонфуд снижается, так как маркетплейсы забирают на себя большую активность покупателей. В магазины приходят исключительно за продуктами, и привлечь внимание покупателей возможно с помощью промо активностей, в работе которых торговые сети ждут содействия от поставщиков.
«Пайкар». Акцент на биоактивные добавки
Розничная торговля в Таджикистане активно развивается и следует пути развития рынков Узбекистана и Таджикистана.
Об этом на онлайн-встрече рассказал коммерческий директор торговой сети «Пайкар» Юсуфджон Хусенов. По его словам, в данное время более 50% доли рынка занимают поставщики из России. Кроме этого в Таджикистан импортируются товары из Турции, Беларуси, а крупные бренды из Европы.
Как заявил представитель сети, на рынке присутствуют все категории товаров. Но наиболее востребованными являются биоактивные добавки.
Inmart. Рады поставщикам, которых не знают на рынке
Торговая сеть Inmart также отдает предпочтение реализации в качестве главного условия по оплате товаров. По словам Елены Гебель, руководителя коммерческого отдела, если производитель уверен в своем товаре, он идет на условия постоплаты за реализованную продукцию.
Как отметила представитель торговой сети, самыми востребованными товарами для ритейлера в данное время являются кондитерские товары, коктейли и слабоалкогольные напитки, бытовая химия и корма для животных.
По словам Елены Гебель, из-за роста цен покупатель уже не отдает предпочтение известным брендам, а покупает товары менее известные, но по более выгодной цене.
«Мы всегда рады фирмам, которых не знают на рынке. Мы заключаем договор, обговариваем условия», — рассказала эксперт.
Korzinka. Жестких требований к поставщикам нет
Торговая сеть Korzinka из Узбекистана не предъявляет жестких требований к поставщикам.
Об этом на онлайн-встрече рассказал Хуршид Аберкулов, старший категорийный менеджер торговой сети.
«Мы требуем то, что требует законодательство. Внутренние условия сотрудничества зависят от контракта, каждый из которых рассматривается отдельно», — поделился эксперт.
В структуре поставщиков торговой сети Korzinka большую долю занимают поставщики из России, Казахстана и других стран СНГ. Но главной тенденцией ближайшего времени станет укрепление доли рынка европейскими товарами из-за отмены пошлин на ввоз продукции из Европы с 2022 года.
Преимущественным условием оплаты торговой сети из Узбекистана является оплата по отсрочке.
Umai Group. Практически во всех категориях товаров есть потребность
Анна Калашникова, старший менеджер категории торговой сети Globus, рассказала, что для прямого контракта рассматриваются все категории товаров за исключением алкогольной продукции.
Основные требования, которые предъявляет торговая сеть из Кыргызстана к поставщикам, — это конкурентоспособная цена, качество товаров, уровень сервиса и наличие аннотации на кыргызском языке.
«Все позиции, которые мы рассматриваем для заказа, должны быть всегда 100% в наличии у поставщиков и производителей. Допускаются форс-мажоры в небольшом количестве», — отметила представитель торговой сети.
«АМИД». Комфортные условия для поставщиков
Калонзода Мирзокалон, коммерческий директор торговой сети «АМИД» рассказал о том, в Таджикистане не все поставщики понимают важность развития современной розницы и предпочитают супермаркетам неорганизованными форматы, например, рынки.
Но, по его словам, торговая сеть активно работает над созданием комфортных и выгодных условий для поставщиков.