На 17-ом Международном Конвенте Мир торговли выступил Иван Федяков, основатель и генеральный директор агентства INFOLine.
«В России с обычно профицитным бюджетом в 2022 году был зафиксирован довольно серьезный дефицит, составивший 2,3% от валового национального продукта. В Казахстане этот показатель оказался еще выше – почти 3%. Согласно прогнозам экономистов, на 2023 год в России дефицит бюджета сохранится на уровне 2%, в Казахстане же по ожиданиям он составит свыше 4%», — рассказал эксперт.
Вследствие этого, по словам Ивана Федякова, рассчитывать, что государство будет активно помогать потребителю или тем более бизнесу абсолютно точно не стоит. У государства денег становится все меньше, а расходы превышают доходы.
Финансовые власти России и Казахстана продолжают бороться с вставшими перед ними вызовами. Если в России после резкого роста процентных ставок наблюдается их снижение, то в Казахстане в 2023 году процентная ставка Центрального банка стала максимальной за всю современную историю страны и составила 16,75%.
«Экономическую активность хозяйствующих субъектов Казахстана в ближайшее время наблюдать не придется. Тут назревают проблемы. Поэтому финансовыми властями должны быть приняты непростые решения, иначе мы увидим резкую остановку инвестиционной деятельности бизнеса, и новых проектов в стране не появится», — продолжил глава агентства INFOLine.
Несмотря на это, по статистике агентства, розничный товарооборот в Казахстане вырос на 2%, а вот снижение реальных доходов населения в Республике за тот же период превысило 13%.
Из-за падения реальных доходов растет закредитованность населения. Причем 6% долгов по кредитам казахстанцев не обслуживается должным образом.
Инфляция съедает часть доходов населения. Исследования аналитического агентства INFOLine показали, что инфляция для Казахстана по многом привезенная. Это следствие тех изменений, которые происходят в геополитическом пространстве.
«Всплеск инфляции в России наблюдался в марте 2022 года. Именно тогда наблюдался ажиотажный спрос, а цены взлетели. Казахстан в тот момент реагировал гораздо мягче. Однако потом на фоне обвала потребления инфляция в РФ резко замедлилась: россияне резко снизили число покупок, импорт сократился в разы, некоторые товары стали избыточными, вследствие чего цены на них стали корректироваться. А в Казахстане, наоборот, начиная со второго полугодия 2022 года как стал раскручиваться маховик инфляции. На конец 2022 года мы уже видели рост цен на более 20%. На товары социально значимые он достигал 30%, 40% и даже 50%. И начало 2023 года продолжает вселять тревогу, поскольку рост цен не останавливается», — отметил Иван Федяков.
Отношения между Россией и Казахстаном серьезно трансформируются под влиянием макроэкономических вызовов. Но несмотря на это, российские товары в продуктовом сегменте преобладают на полках казахстанских торговых сетей. В непродовольственных категориях доля российских товаров тоже велика, но их объем в ассортименте занимает второе место после товаров из Китая.
«После всплеска в марте прошлого года, когда рубль резко девальвировал, мы увидели его не менее аномальное укрепление. И весь 2022 год рубль был крепок как по отношению к доллару США (почти на 20%), так и по отношению к валютам стран Центральной Азии – практически на 25%. Это, естественно, сказалось на том, что товары из России, а у многих торговых сетей Казахстана они преобладают в ассортименте, стали дороже», — подчеркнул Иван Федяков.
По его словам, российские товары теряют свою конкурентоспособность, но даже существенно подорожав, они остаются намного выгоднее для закупок, чем товары из других стран.
Из-за массового подорожания товаров темпы проникновения современной розницы в Казахстане замедлились. Формы традиционной торговли становятся для потребителя более актуальными.
«Во многом это связано с покупательской способностью, потому что потребитель именно там находит доступ к более доступным товарам. Но такие процессы идут вразрез интересам государства, поскольку рынки с фискальной точки зрения – это всегда черная дыра. Возвращение к традиционной рознице не отвечает и интересам потребителей – молодое поколение предпочитает современные модели ритейла и новые качественные магазины», — заключил эксперт.